AMarkets App

AMarkets App

Лучшее приложение для трейдинга

рейтинг приложения

Занимательная экономика Йеллен. Трудочасы против производительности

07 апреля 2020

Ключевой человек ФРС США, Джанет Йеллен, обозначила главные проблемы для американской экономики на 2016 год и далее. Все более или менее стандартно. Слабый внутренний спрос (потребление), тормозящий Китай, вялая инфляция и др. Среди прочих моментов – производительность труда – по материалам AMarkets.

За последние 7 лет производительность труда в США не росла. По словам Йеллен, такое положение дел – как бы норма жизни в атмосфере Великой рецессии. Всем тяжело, но американская экономика обязательно выкарабкается – компании возобновят инвестиционную активность (глава ФРС, правда, не уточняет, о каком типе инвестиций идет речь), бизнес будет расти, зарплаты увеличиваться. Бла-бла-бла. Оптимизм госпожи Йеллен – это, конечно, хорошо и, возможно, даже кого-то взбодрит. Но реальность суровее. Вообще, какое значение имеет производительность труда? На долгосрочную перспективу этот показатель – ключевая детерминанта глобального улучшения качества жизни, подразумевающая рост зарплат без увеличения производственных издержек. Когда в последний раз было такое, чтобы зарплаты росли без роста издержек? В период правления Йеллен и Бернанке такого точно не было. Тем не менее Йеллен продолжает упорно настаивать на том, что экономика растет – компании создают новые рабочие места, и, значит, все хорошо. Однако же компании почему-то не спешат инвестировать в CAPEX, ограничиваясь наймом новых людей.

Производственный сектор в США, да и во всем мире, сжимается три года подряд. В последние три квартала, по второй квартал 2016 года, ВВП США заработал менее 1%. При этом Бюро трудовой статистики регулярно рапортует о достигнутых успехах. Общее число отработанных часов увеличилось на 2.13% в среднем за указанные три квартала. Это немногим меньше того, что имело место в период 2004-2007 гг. (восстановление после схлопывания дот-ком пузыря).

На графике – динамика пересмотра ВВП регулятором ФОМС на фоне выхода позитивных BLS отчетов:

Что при таком раскладе происходит с показателем производительности труда? Если рабочие часы увеличились на 2.13%, а произведенный валовый продукт вырос всего на 0.94%, то, получается, что производительность труда составила минус 1.19%. То есть она упала. Показатель был в такой плохой форме только в 1979 году на пике Великой Инфляции как раз перед стартом тягчайшей трехлетней рецессии. Второй год этой рецессии был максимально депрессивным, если считать с первого поствоенного года и вплоть до 2008 года.

Статистика 1979 года неумолима: увеличение трудовых часов на 2.18% при увеличении производства всего на 0.83%, привело к снижению производительности труда на 1.35%.

График – производительность труда в 1979 году и в последние три квартала 2016 года: 

Логичный вопрос – каким образом должна коррелировать производительность труда с количеством отработанных часов, чтобы можно было говорить о реальном, а не мифическом экономическом росте? Ответ – примерно так, как показано на этом графике. То есть производительность должна расти на фоне снижения количества рабочих часов.

В сухом остатке мы имеем то, что госпожа Йеллен пудрит мозги общественности, выступая с заявлениями об устойчивом экономическом росте, который достигается за счет создания новых рабочих мест. Правда в том, что без учета фактора производительности даже самая позитивная статистика – ничего незначащая пустышка. Компании не желают вкладываться в развитие производства. Единственная интересующая их инвестиция – обратные выкупы собственных акций (на дешевые заемные деньги). Без вложений в CAPEX экономике США не удастся выйти на уровень реального роста.